22.01.2021
Современный культурный человек — это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Поэтому важным является формирование у подрастающего поколения умения строить отношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Толерантность (терпимость) – это качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия внешности, манеры речи, вкусов, образа жизни, физических особенностей другого человека. Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим, признание и уважение права на отличие. Основным из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначено требование того, что воспитанники должны обладать способностью договариваться, учитывая при этом интересы и чувства окружающих; уметь разрешать конфликты и возникающие противоречия; активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Эти положения ориентируют современное дошкольное образование на воспитание толерантных установок у детей, что в свою очередь является одной из составляющих формирования толерантного общества в целом. В основе содержательной стороны моего педагогического опыта лежат работы Т.В. Макарова, Г.Ф. Ларионова, Т.Н. Вострухина, А.Г. Асмолова, в которых раскрываются теоретические подходы к определению понятия толерантности. Деятельность в рамках данного вопроса осуществляется с детьми старшего дошкольного возраста по направлениям:
- Толерантность к себе и своему народу.
- Толерантность к другому.
- Толерантность к законодательным нормам.
Для плодотворности осуществляемой деятельности по воспитанию основ толерантности используются такие формы организации и методические приемы как: Культурно – досуговая деятельность с целью знакомства детей с
· культурой и традициями своего народа и народов мира: «День матери», «Дружный хоровод», «День смеха»; сюжетно-ролевые игры, основной задачей которых является
- освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия «Чужие» и «свои», «Мой тайный друг»; подвижные игры разных народов: «Гори, гори ясно», «Бояре»
- стихотворения, дразнилки, пословицы и поговорки, рассказы и
- упражнения, направленные на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок», «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы». Организация развивающей предметно-пространственной среды группы так же осуществляется в соответствии с принципами толерантности. Для этого собран богатый литературный, художественный, музыкальный и игровой материал — сказки, стихи народов мира, репродукции картин великих художников России и других стран, музыкальные произведения композиторов мира, куклы в одежде людей разных национальностей, народные игрушки. В соответствии с возрастом подобраны дидактические игры «Одень куклу в национальный костюм», «Государственные символы», «Где, чей дом?», которые постоянно пополняются. Совместно с родителями созданы картотеки подвижных и досуговых игр народов мира, дидактические альбомы («Разноцветная планета», «Уроки доброты»), фотографии, иллюстрации, видеоматериалы и др. При активном участии семей воспитанников организован центр патриотического воспитания «Наш общий дом – Россия», который представлен картой нашей страны, государственными символами и портретами лиц государства.